Почему важно правильно настроить товарные потоки на складе - Компоненты Бизнеса
Пятница, 24 мая

Проектное управление бизнесом. Повышение прибыльности и новые идеи развития

Почему важно правильно настроить товарные потоки на складе

Встречный товарный поток. Почему нужно разделять разные потоки товара на складе.

Расскажу некоторые нюансы соблюдения движения товара в зоне ПРР, зоне возвратов, консолидации и зоне R.

Да, если вы обратили внимание, то зона ПРР так или иначе включает в себя зону консолидации и зону возвратов. 

На складе очень важно разделять для себя два понятия. 

Товар на хранении или в ячейках подбора и товар вне этих ячеек. 

Иными словами, мы с вами должны очень точно понимать, если товар не лежит в основной зоне хранения (стеллажи или мезонин), то любой сотрудник склада должен без труда идентифицировать принадлежность такого товара к тому или иному потоку. 

Давайте рассмотрим, какие же бывают основные потоки товаров на складе.

Так же сразу для каждого потока мы дадим некоторые рекомендации.

Очень часто вопрос решается простым аудитом склада и составлением простейшего плана по приведению его в порядок. Иногда бывают такие склады, где собственнику нужно убедиться в том, что все в порядке. В этом случае аудит занимает даже больше времени чем на складе, где нужно настраивать процессы. Почему больше? Потому, что на таких складах обычно, проблема спрятана более глубоко или для того, чтобы понять, что проблем нет, нужно изучить больше процессов, чем там, где эти процессы отсутствуют и ты их начинаешь создавать. 

Обычно, все начинается с простейших исправлений условий хранения товара, составлением графиков отгрузки и указания по обеспечению общей сохранности товара и заканчивается лишь тем, чем пожелает собственник. Задача максимум – Склад класса «А+» (при отсутствии жд путей – «А»). Чек лист для самостоятельной проверки склада есть в этом разделе.

— приход товара. На складах, где приходы и отгрузки идут в одни и те же доки, необходимо обязательно разделить такие доки. Например, разделяем по времени. 

В определенное время идут машины с входящим товаром, а в другое время – отгрузки. 

Либо все же разделяем доки. Даже в двух доках можно сделать разделение. 

Для чего все это? Очевидно, что товар на приходе и в отгрузке – одинаковый. Что завозим, то и продаём). В связи с этим есть огромный риск того, что товар из прихода попадет в отгрузки и наоборот. Проще говоря, произойдёт путаница. Даже если она произойдет без злого умысла (хотя он тут сам собой напрашивается), то проблем от этого будет не меньше. В любом исходе это убытки. Разделяя такие потоки, мы гарантируем себе спокойные процессы приходов и расходов без сюрпризов.

— товар в зоне прихода, распределение.

После того, как товар выгружен из автомобиля, возникает вопрос, а куда его девать? 

Где распаковывать коробки для внутреннего пересчета, где проверять палеты, пересчитывать мелкоштучный товар и тд. Для этого должно быть специально отведенное место. Зона приходов. Товар в такой зоне долен находиться в «особом статусе» на складе.

Ведь товар, который еще не поставлен на приход – одно из самых уязвимых «мест» на складе. Такой товар должен стоять отдельно от зоны подбора или хранения, должен как можно скорее распределяться после постановки на приход в 1С. 

Самое печальное, что во многих складских хозяйствах, которые давненько работают без аудитов, такой товар все ближе и ближе пододвигается к местам хранения товара. В конечном итоге, нерадивый наборщик, видя аналогичный товар по подборному листу, просто берет товар из прихода и кладет его в отбор. С этого начинается череда вопросов и большой потери времени на разборки о качестве поставки и о недостачах в приходах. 

Во многих WMS системах ячейка приходов совмещена с ячейками отбора. В итоге товар, который еще не привязан к ячейкам отбора или хранения, может быть в задании у подборщика и отправить его к зоне приходов. Это грубейшая ошибка и случается она очень часто. Важно ввести контроль сроков постановки товара на приход и приемки товара, зашедшего в зону приходов. 

Совет: обозначьте зону приходов желтой отбойной линией. Покрасьте поддоны для приходов в особый цвет, например – синий. Это позволит отделить товар, готовый к распределению от товара, который еще не принят. 

Настроенные «будильники» в 1С и WMS позволят своевременно отреагировать на не закрытый приход. 

-Товар в зоне отгрузки.

Товар, собранный для отгрузки, привязанный к ячейкам консолидации должен быть отгружен в определенный срок. Все просто и логично. Однако, возникают ситуации, когда товар в зоне консолидации остается даже после того, как машина ушла в рейс. Какие причины? Их несколько. Забыли загрузить, распровели(удалили)  реализацию, которую уже набрали (да, такое бывает если не настроить программы), не влез товар в машину физически и тд и тп. Итог один. Товар, который должен был отгрузиться – остался в ячейке консолидации. 

Что делать в таком случае? Во-первых, после отгрузки старший смены или ревизор должен убедиться, что товар не остался в ячейках, а если остался, то ревизировать такие ячейки и выяснить причину. В зависимости от причины – принимать решение о дальнейшей судье товара. Самое главное, что это должен делать не любой проходящий сотрудник, а определенный человек на складе. Потому что при ошибочном разукомплектовании заказа и возврата товар на хранение, может возникать ситуация с излишней пдз клиента, излишками на складе и тд и тп. Важно, чтобы ячейки зоны консолидации не попадали в локацию подбора товара для наборщиков. Так же, отделите зону консолидации от зоны подбора. Хоть это и «морально сложно» для собственника – отдавать 1/6 часть склада под «какую-то там» зону консолидации, но сделать это необходимо. Правильно организованные аллеи в этой зоне – залог скорейшей отгрузки на маршрутах и отсутствие путаницы с рейсами и товаром на складе.

-Возвраты товара от экспедиции

Товар, возвращенный от экспедиции (с маршрутов), имеет всегда два статуса. 

 а) товар, который клиент просто вернул, и он полностью кондиционный и готов для продажи. б) Товар, который возвращают по причине барка, боя или птв. 

Основная ошибка заключается в том, что часто такой товар своевременно не распределяют по местам хранения (подробнее об этом в чек листе и при личной встрече).

В итоге получается, что через неделю мы понимаем, что стоит два одинаковых артикула на складе, один брак, другой – птв, и самое интересное, что приход товара с таким же артикулом в данный момент идет на складе. Как, не имея системы отслеживания возвратов, нам понять, какой клиент сдал бракованный товар, какой клиент просто вернул товар, и где гарантия, что этот товар не пришел в данный момент в приемке в качестве претензионного? –«У нас есть зона возвратов…», скажете Вы и удивитесь, сколько подобных случаев происходит у вас на складе еженедельно. В эту же зону TSD отправляет наборщика за товаром, если товар не был вовремя пополнен с места хранения или находится сейчас только в зоне возвратов.

-Выдача товара клиентам

Если на складе существует возможность выдачи (продажи) товара клиентам напрямую, то такая зона и поток должны быть особо контролируемые и тщательно обозначены. Почему? Потому, что любой «выход» товара со склада — это возможность совершения кражи. Очень часто клиентом оказывается близкий друг, а «товаром» — пересорт на порядок дороже или еще чего лучше – «свободная касса» в момент выдачи. Если уж вы решили сделать возможность выдачи со склада, то обустройте это все с максимально безопасно и прозрачно. Не мешало бы сделать «стопперы» в 1С на отклонения в процессе продажи. 

Безусловно, пересечений товарных потоков может быть еще больше. Возникают они по большому счету из-за не достаточной информированности о принципах ведения складского хозяйства. Очень часто вопрос решается простым аудитом склада и составлением простейшего плана по приведению его в порядок. Иногда бывают такие склады, где собственнику нужно убедиться в том, что все в порядке. В этом случае аудит занимает даже больше времени чем на складе, где нужно настраивать процессы. Почему больше? Потому, что на таких складах обычно, проблема спрятана более глубоко или для того, чтобы понять, что проблем нет, нужно изучить больше процессов, чем там, где эти процессы отсутствуют и ты их начинаешь создавать. 

Обычно, все начинается с простейших исправлений условий хранения товара, составлением графиков отгрузки и указания по обеспечению общей сохранности товара и заканчивается лишь тем, чем пожелает собственник. Задача максимум – Склад класса «А+» (при отсутствии жд путей – «А»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *