Отвечаю на вопросы.
Зачем нужна СТМ*?
Что лучше/выгоднее для продажи,
СТМ или «регулярный» товар?
Хороший вопрос. Учитывая возросшую популярность производства СТМ.
Постараюсь ответить коротко.
С удовольствием пообщаюсь лично для более широкого ответа.
Давайте разбираться.
Для начала нужно четко понять, зачем вашей компании СТМ.
Вариантов ответов на самом деле не так и много.
— мы хотим занять долю рынка товаров с высоким спросом
— мы хотим заработать на продукции, продавая товар низкого качества по высокой цене.
— мы хотим показать клиенту, что за высокое качество он может не переплачивать.
(на самом деле, этот и прошлый пункт – дело совести владельца СТМ)
— мы хотим «зациклить» клиента в своей инфраструктуре, чтобы не было мук выбора (пример- фирменные запчасти и сервисные станции для автомобилей)
— мы хотим реализовать амбиции собственника и потратить его деньги для самоутверждения.
Вот такие варианты.
Конечно, для каждой компании решение о выпуске СТМ является очень индивидуальным.
Во-первых, нужно быть достаточно зрелым на рынке, чтобы уметь определить в каком сегменте и с каким качеством выпускать СТМ. Хочу заметить, что не каждый «горячий» товар известного бренда, потребитель заменит на вашу марку.
Во-вторых, нужно уметь искать производителя, который изготовит конкурентный продукт соответствующего качества.
В-третьих, нужно иметь зрелого маркетолога, чтобы заранее продумать путь вывода на рынок ваших «коробочек» и «баночек». В противном случае, даже самый хороший товар будет лежать на складе, а вы скажете, что СТМ – «фигня». Ещё раз. Сначала – маркетинговая стратегия от маркетолога, который уже запускал СТМ, только затем – производство! Не перепутайте.
В-четвертых, финансы. Любая СТМ – низкий коэффициент оборачиваемости при высокой наценке. Связано это с циклом производства, транспортировки и товарного запаса. Вы ведь теперь не «перекуп», а производитель.
«Так чем же выгоднее торговать, Владимир?», спросите вы.
Брать товар уже раскрученной марки или пытаться развивать свою?
Я скажу так.
Любой известный бренд это точно такая же Собственная Торговая Марка.
Всё зависит от масштаба личности и силы желания её развивать.
Lacoste, IBM и Nike тоже являлись чьим-то StartUp и их создатели не прогадали.
С другой стороны, могу назвать и ряд СТМ, который погиб прямо на моих глазах.
Именно поэтому призываю до начала выпуска СТМ советоваться, просчитывать и работать только с профессионалами.
Итак, чтобы понять выгодно ли производить и продавать СТМ, составил для вас табличку.
Здесь абсолютно на реальном опыте и цифрах показываю, чем отличается торговля через дистрибьюторский контракт от цикла производства и реализации СТМ.
Табличка скучная и здесь она для того, чтобы показать вам, что даже такие расчеты «на коленке» выполнять надо.
Разумеется, эти данные очень приблизительные. Без уточнений и доп расчетов пожалуйста, с осторожностью. Лучше позвоните и я посчитаю все более подробно на 1-5 лет циклы.
Итак, коротко тезисы.
- Данный пример рассчитан на референсе между поставкой СТМ из КНР и торговлей товаром других брендов от поставщика из РФ. Иными словами, это «притащить свой бренд из Китая».
- Сумма указана, как минимальная сумма вывоза HQконтейнера (обычно примерно столько стоит контейнер товара из КНР.
- Цикл оборачиваемости для «обычного» товара, назовем его так. Я установил на уровне 0.4. Это означает, что товар полностью оборачивается 12мес*0.4=4.8мес. То есть, 1 раз в 4.8 месяца. (усредненное значение из практики)
- Цикл оборачиваемости для СТМ из КНР я взял за 1 год. ТО есть, с момента прихода и до момента полной реализации должен пройти 1 год. Да, многие со мной поспорят. Да и сам я знаю циклы короче этих. Если смотреть на таблицу, то я дал небольшую «фору» регулярной ТМ, не взяв в расчеты период «заморозки денег» во время предоплаты контейнера.
- Наценка. ОЧЕНЬ важный аспект и здесь я делаю особый акцент. В этой таблице я подгонял разницу в наценке между «оптовыми» продажами обычной марки и «оптовыми» продажами СТМ. На деле, нужно всегда смотреть на коэффициент. Если он стремится к 3, то работать можно. Если же меньше трёх, то стоит крепко считать дальше.
- Разумеется, считал все циклы без «сложного процента». Оборачивал лишь тело инвестиции. Так гораздо точнее и проще для объяснения. В реальности же, мы учитываем остаток сложного процента, остатки на складе и стоимость обслуживания.
Итак, выводы
Как мы видим, в перспективе ДВУХ лет, доходность СТМ и чужой марки – одинаковая.
ПЛЮСЫ торговли чужим брендом.
- Есть отсрочка от производителя. Её можно рассчитать так, чтобы ваш товарный запас всегда был захеджирван.
- Быстрые циклы. Вы получаете свои денежки регулярно.
- Меньше рисков для бизнеса. Торгуя чужим брендом, вы всегда сможете его продать и выручить тело инвестиций. Товар всегда можно вернуть обратно без особых потерь.
- Вам не нужно думать про маркетинг. Достаточно грамотно «отжимать» поставщика.
- Меньше запасов на складе, меньше возможных потерь. При таком цикле оборачиваемости и постоянном пополнении склада местным поставщиком, товара на складе будет минимум.
ПЛЮСЫ торговли СТМ.
- Вы зрелая компания, которая обладает своей философией и готова развивать сегмент рынка, наполняя его собственным брендом.
- Вы сможете выводить на рынок собственный бренд, а не помогать завоёвывать долю рынка другим компаниям.
- Вы зависите только от производителя. Свои условия никакой поставщик диктовать вам не сможет. (к слову сказать, ваш поставщик точно также зависит от производителя).
- Вы можете занимать долю на полке в сегменте и тем самым забирать долю бизнеса у конкурирующей компании. Вплоть до их банкротства.
Это очень важно для понимания и осознания. Именно на этой возможности я строю бизнес с СТМ для клиентов.
- Вы увеличиваете свою стабильность, так как диверсифицируете продуктовые риски внутри категории. Действительно, если ваш поставщик откажется от вас или изменит условия, то это будет всего ишь часть проблемы, а не вся проблема.
- Привлекательность для клиентов. Компания, которая достигла зрелости, чтобы создать СТМ, может гарантировать стабильность и в других сферах. Это уже не компания – спекулянт, а фактически производящая компания.
- Кредитная привлекательность. Банки очень положительно оценивают факт производства СТМ. Хоть официально для кредитных условий сам факт производства ничего не значит, но на более лояльную оценку вы рассчитывать всегда сможете.
- Важность для сотрудников. Обычно сотрудники отдела продаж к «родной» торговой марке относятся более внимательно, чем к другим. СТМ всегда показывает более высокую динамику чем обычные бренды.
Это было очень короткое сравнение между двумя видами стокового бизнеса.
Разумеется, лучшего варианта не существует. Всё зависит от специфики, рынка, компании и «Господина случая».
Обращайтесь, посоветуемся, посчитаем, подумаем, разработаем, найдём поставщика, выведем в свет и настроим поставки.
До встречи.
*СТМ – Собственная Торговая Марка