С чего начать: дефицит квалифицированных ТОП менеджеров
Пятница, 24 мая

Проектное управление бизнесом. Повышение прибыльности и новые идеи развития

С чего начать

Хороший вопрос, учитывая высокую актуальность ответа не него.

 Конечно, это статья не о том, с чего начать свой бизнес   и не о том, с чего начать, чтобы приготовить омлет.

Моя задача сейчас абсолютно коротко и чётко, не отнимая ваше время, объяснить концепцию моей работы. 

С удовольствием более подробно поговорю в зуме или при личной встрече, но ведь первое знакомство должно как-то состояться. 

Разделю статью на две больших части. 

Первая часть — Дефицит квалифицированных ТОП менеджеров

Итак, очевидно, рынок труда изменился за последние 2-3 года (пишу это в июне 2021года), изменился драматическим образом. Можете спорить или соглашаться, но ясно и очевидно одно. «людей» как не было, так и нет (как говорят HRры).

К сложившейся ситуации добавился еще один ключевой момент. Большое количество ТОП менеджеров, тех, которые лихо «скакали на передовой», вдруг «куда-то» испарились. Замечаете эту тенденцию? 

Много общаюсь с достаточно крупными рекрутинговыми агентствами, с собственниками предприятий и момент один и тот же.

 Где взять такого сотрудника, который бы и бизнес вёл вперед, новые идеи придумывал, постоянно «убегал» в поля и в зубах приносил новые и новые контракты. Кушать при этом сильно не просил, довольствовался стулом из Икеи и ноутбуком, оставшемся от прошлого менеджера. Да, чуть не забыл. Чтобы бизнес ваш не только развивал, а еще и поддерживал то, что нажито непосильным трудом. 

Как вам картина? Согласитесь, еще 10 лет назад такие люди были фактически в каждой компании, такие, чтобы «по звонку», «по свистку» вскакивали и работали от рассвета и до окончания года. Были. Да сплыли. 

Очень точно скажу куда они сплыли после второй части. 

Вторая часть — Собственник и современные тренды

Сразу оговорюсь, что речь идет об общем тренде и затрагивает большинство предприятий, находящихся под управлением собственника.

Конечно, этот текст может читать и очень прогрессивный владелец предприятия, человек, который идет в ногу с инновациями и бизнес его на высочайшем уровне. Отвлекусь, и скажу, что с такими компаниями как раз работа крайне интересна и плодотворна. 

Итак, 20-15-10 лет назад почти все сегменты рынка в России показывали рост. Рост был просто шикарный. Главной проблемой было малое количество предпринимателей. Культуры частного предпринимательства в России тогда не было (к слову сказать, она и сейчас в зачаточном состоянии).

Люди просто боялись бросить работу и начать свое дело. Боялись и сейчас боятся. Но это история совсем иная и мы обязательно о ней поговорим. 

Так вот те, кто начал зарабатывать в то время и при этом сохранил свой бизнес, свою компанию до этих дней, уже имеет очень хорошие позиции на этом рынке. Компания развитая, диверсифицированный бизнес и полный штат. Однако, везде есть «но». 

Все идёт хорошо, пока сегмент рыка, в котором работает компания, растет. Хорошо если смежные отрасли так же показывают рост. Вот в такой ситуации, не все ли равно кто там у вас продажник и управленец? 

Считал ли кто-то для вас, на сколько вырос рынок и на сколько выросла ваша компания? Заслуга это отдела продаж или исключительно рыночный тренд? Есть такое наблюдение, когда рынок растет, то все – продажники от бога, а когда падает – это не продажники виноваты, а рынок падает -знакомо? 🙂

Да, в любой компании есть период, когда приходит точка насыщения, апогей. 

Вот здесь и происходит момент истины для собственника. 

Что делать дальше? 

А дальше наступает самое сложное для принятия. 

Пути два. 

Первый. Сложный. 

Начать как в молодости «грызть гранит», с лихой «предпринимательской настойчивостью» выходить на новое направление и осваивать новые бизнесы с уверенностью в дальнейшем развитии или искать векторы или точки роста в текущем. Да, это самый сложный путь, по которому идут буквально единицы. А зачем? Деньги уже есть, их много. Бизнес даёт отличную прибыль. Компания укомплектована и «работает автономно» (любимое слово перед банкротством).

Понимать новые рынки и новую социальную структуру могут далеко не многие. Далеко не многие хотят понять новые реалии и приложить усилия, которые прикладывали 20 лет назад. Это трудно, это уносит здоровье, которое с прошлого рывка не мешало бы восстановить. 

Долго описывать это смысла нет. 

Напишу исход первого варианта.

Разумеется, один в поле не воин. Разумеется, в бой с вами должен идти тот, кто всегда был с вами. И вы делаете на это ставку. Вместе вы дадите новый виток «жизни», поднимете бизнес на новый уровень! Ну как звучит? Классно? 

И сразу и коротко напишу исход такого «крестового похода». 

Директор ваш или еще более широкий штат управленцев давно работают в компании. Эта компания занимается тем, чем занималась. Они в ней делают то, что всегда делали. 

Все новые проекты нужны только вам. Им они не нужны. 

Для вас это проект, а для них – лишняя работа. Причем требования по производству текущих дел вы ведь не уменьшаете? Ну и как из «старых» кубиков построить «новую» башенку?

Задачка на вечер. 

Вот вам и вывод. Чтобы развить новый бизнес или увеличить существующий, нужно и важно мыслить проектами.

Только после того, как вы изменили мышление, подход к управлению компанией и людьми внутри неё. После того, как все свои дела разложили на проекты и каждый проект сделали интересным для своего круга исполнителей, вот тогда работа и закипит. Гарантирую. 

Это был первый и сложный путь. Путь с привлечением дополнительных сил на дополнительные проекты. Путь, в котором собственник адекватно воспринимает социальные изменения, понимает, что его руководящий состав может делать только то, что уже делает, а для нового витка нужны новые люди или исполнители. 

К сожалению, в 90% компаниях увольнение руководящего состава связано с тем, что в попытках заработать все больше денег, «хозяин» забывает спросить свою «лошадь» о том, хочет ли она туда ехать и везти в два или три раза больше груза и если хочет, то что ей за это нужно дать?

 К счастью или сожалению, но эти вопросы задавать нужно и каждый год эти вопросы становятся все более актуальны.

 Люди меняются. И если раньше все работали за хлеб, кино и домино, то теперь сотрудники, которые постоянно совершенствуются в профессии и в общем образовании, хотят больше комфорта, «удобности» и фокусного использования своего мозга.

Многостаночники уходят в прошлое, как уходит и вся «советская» эпоха. 

Безусловно, мое предложение как раз сфокусировано на проектной работе. Работе с существующими командами продаж. Работе с новыми проектами и со стандартизацией текущих. Я готов «разгрузить» телегу директора и грамотно вести параллельные проекты. При этом фактически, становясь частью одной команды с ним. Вам нужно будет брать только исполнителей. Что, согласитесь, не такая уж сложная задача.  

Второй вариант для собственника

Да, у меня есть и такие компании. Второй вариант он проще и очень имеет право на жизнь. Формула простая. С виду простая. 

Есть теория, что жизнь у нас одна. Одна и у детей наших одна и у их детей тоже. Странно, правда? А мне иногда кажется, что некоторые владельцы крупных и не очень крупных компаний планируют прожить как минимум еще одну жизнь. Именно в ней наконец то переехать в пригород, построить дом, соорудить пруд и поставить там беседочку. А по средам и воскресеньям устраивать барбекю. Это в следующей жизни. А пока они идут по первому пути.

Пути первопроходца из Девяностых. Теряя зрения, нервы и сменяя окрас волос. Те, кто выбрал второй путь, правы по-своему и не понимают первых. В свою очередь первые, не понимают тех, кто плавно отходит от дел, предпочитая после своих 60-и лет проводить время в домике в Болгарии, Черногории или на Кипре.

Что делать вторым? Во-первых, иметь четкие чек листы по аудиту всех подразделений. Во-вторых, иметь независимых аудиторов, которые раз в месяц или квартал будут сообщать о температуре в компании. В-третьих, иметь стратегии в каждом департаменте. Именно прописанные стратегии с планом дел и декомпозицией в задачи и сроки. В-Четвертых, раз в квартал или раз в 4 месяца посещать компанию с целью принять отчеты и лично убедиться в том, что все идет как вы желали. 

Да, многие до сих пор связывают визиты собственников с некой «поркой» подчиненных. Заверю тут раз и навсегда. Это тоже вышло из моды. Ходить и орать на всех подряд не можно уже с 1920х годов, когда в Греции сходило на нет рабовладельческое общество. 

Мой совет – попробуйте привезти что-то из своей загородной виллы и наградить отличных сотрудников. Вот увидите, как к следующему визиту они будут стараться! 

Так, а что плохого в этом сценарии?  Есть один минус. 

Помните, мы говорили про то, что развитие бизнеса нужно именно вам, а не «тому парню»?

Ну так вот, вы будете плыть по волнам рынка отрасли. Как минимум, показатели предприятия ухудшаться не будут. Рост вместе с рынком подразумевает стагнацию. Это слово очень не любят многие из первой группы. Мне лично оно тоже не нравится. Но факт останется фактом.

Либо вы миритесь с тем, что заработанных денег вам хватит на три поколения вперед и плавно отходите от дел. Спокойно наблюдаете за тем, как управляется ваша компания извне.

Либо продаете компанию. Третьего не дано.

В случае продажи, разумеется, мои услуги будут вам не интересны, разве что, послушать рассуждения о секторах экономики за стаканом бренди.