С чего начать
Хороший вопрос, учитывая высокую актуальность ответа не него.
Конечно, это статья не о том, с чего начать свой бизнес и не о том, с чего начать, чтобы приготовить омлет.
Моя задача сейчас абсолютно коротко и чётко, не отнимая ваше время, объяснить концепцию моей работы.
С удовольствием более подробно поговорю в зуме или при личной встрече, но ведь первое знакомство должно как-то состояться.
Разделю статью на две больших части.
Первая часть — Дефицит квалифицированных ТОП менеджеров
Итак, очевидно, рынок труда изменился за последние 2-3 года (пишу это в июне 2021года), изменился драматическим образом. Можете спорить или соглашаться, но ясно и очевидно одно. «людей» как не было, так и нет (как говорят HRры).
К сложившейся ситуации добавился еще один ключевой момент. Большое количество ТОП менеджеров, тех, которые лихо «скакали на передовой», вдруг «куда-то» испарились. Замечаете эту тенденцию?
Много общаюсь с достаточно крупными рекрутинговыми агентствами, с собственниками предприятий и момент один и тот же.
Где взять такого сотрудника, который бы и бизнес вёл вперед, новые идеи придумывал, постоянно «убегал» в поля и в зубах приносил новые и новые контракты. Кушать при этом сильно не просил, довольствовался стулом из Икеи и ноутбуком, оставшемся от прошлого менеджера. Да, чуть не забыл. Чтобы бизнес ваш не только развивал, а еще и поддерживал то, что нажито непосильным трудом.
Как вам картина? Согласитесь, еще 10 лет назад такие люди были фактически в каждой компании, такие, чтобы «по звонку», «по свистку» вскакивали и работали от рассвета и до окончания года. Были. Да сплыли.
Очень точно скажу куда они сплыли после второй части.
Вторая часть — Собственник и современные тренды
Сразу оговорюсь, что речь идет об общем тренде и затрагивает большинство предприятий, находящихся под управлением собственника.
Конечно, этот текст может читать и очень прогрессивный владелец предприятия, человек, который идет в ногу с инновациями и бизнес его на высочайшем уровне. Отвлекусь, и скажу, что с такими компаниями как раз работа крайне интересна и плодотворна.
Итак, 20-15-10 лет назад почти все сегменты рынка в России показывали рост. Рост был просто шикарный. Главной проблемой было малое количество предпринимателей. Культуры частного предпринимательства в России тогда не было (к слову сказать, она и сейчас в зачаточном состоянии).
Люди просто боялись бросить работу и начать свое дело. Боялись и сейчас боятся. Но это история совсем иная и мы обязательно о ней поговорим.
Так вот те, кто начал зарабатывать в то время и при этом сохранил свой бизнес, свою компанию до этих дней, уже имеет очень хорошие позиции на этом рынке. Компания развитая, диверсифицированный бизнес и полный штат. Однако, везде есть «но».
Все идёт хорошо, пока сегмент рыка, в котором работает компания, растет. Хорошо если смежные отрасли так же показывают рост. Вот в такой ситуации, не все ли равно кто там у вас продажник и управленец?
Считал ли кто-то для вас, на сколько вырос рынок и на сколько выросла ваша компания? Заслуга это отдела продаж или исключительно рыночный тренд? Есть такое наблюдение, когда рынок растет, то все – продажники от бога, а когда падает – это не продажники виноваты, а рынок падает -знакомо? 🙂
Да, в любой компании есть период, когда приходит точка насыщения, апогей.
Вот здесь и происходит момент истины для собственника.
Что делать дальше?
А дальше наступает самое сложное для принятия.
Пути два.
Первый. Сложный.
Начать как в молодости «грызть гранит», с лихой «предпринимательской настойчивостью» выходить на новое направление и осваивать новые бизнесы с уверенностью в дальнейшем развитии или искать векторы или точки роста в текущем. Да, это самый сложный путь, по которому идут буквально единицы. А зачем? Деньги уже есть, их много. Бизнес даёт отличную прибыль. Компания укомплектована и «работает автономно» (любимое слово перед банкротством).
Понимать новые рынки и новую социальную структуру могут далеко не многие. Далеко не многие хотят понять новые реалии и приложить усилия, которые прикладывали 20 лет назад. Это трудно, это уносит здоровье, которое с прошлого рывка не мешало бы восстановить.
Долго описывать это смысла нет.
Напишу исход первого варианта.
Разумеется, один в поле не воин. Разумеется, в бой с вами должен идти тот, кто всегда был с вами. И вы делаете на это ставку. Вместе вы дадите новый виток «жизни», поднимете бизнес на новый уровень! Ну как звучит? Классно?
И сразу и коротко напишу исход такого «крестового похода».
Директор ваш или еще более широкий штат управленцев давно работают в компании. Эта компания занимается тем, чем занималась. Они в ней делают то, что всегда делали.
Все новые проекты нужны только вам. Им они не нужны.
Для вас это проект, а для них – лишняя работа. Причем требования по производству текущих дел вы ведь не уменьшаете? Ну и как из «старых» кубиков построить «новую» башенку?
Задачка на вечер.
Вот вам и вывод. Чтобы развить новый бизнес или увеличить существующий, нужно и важно мыслить проектами.
Только после того, как вы изменили мышление, подход к управлению компанией и людьми внутри неё. После того, как все свои дела разложили на проекты и каждый проект сделали интересным для своего круга исполнителей, вот тогда работа и закипит. Гарантирую.
Это был первый и сложный путь. Путь с привлечением дополнительных сил на дополнительные проекты. Путь, в котором собственник адекватно воспринимает социальные изменения, понимает, что его руководящий состав может делать только то, что уже делает, а для нового витка нужны новые люди или исполнители.
К сожалению, в 90% компаниях увольнение руководящего состава связано с тем, что в попытках заработать все больше денег, «хозяин» забывает спросить свою «лошадь» о том, хочет ли она туда ехать и везти в два или три раза больше груза и если хочет, то что ей за это нужно дать?
К счастью или сожалению, но эти вопросы задавать нужно и каждый год эти вопросы становятся все более актуальны.
Люди меняются. И если раньше все работали за хлеб, кино и домино, то теперь сотрудники, которые постоянно совершенствуются в профессии и в общем образовании, хотят больше комфорта, «удобности» и фокусного использования своего мозга.
Многостаночники уходят в прошлое, как уходит и вся «советская» эпоха.
Безусловно, мое предложение как раз сфокусировано на проектной работе. Работе с существующими командами продаж. Работе с новыми проектами и со стандартизацией текущих. Я готов «разгрузить» телегу директора и грамотно вести параллельные проекты. При этом фактически, становясь частью одной команды с ним. Вам нужно будет брать только исполнителей. Что, согласитесь, не такая уж сложная задача.
Второй вариант для собственника
Да, у меня есть и такие компании. Второй вариант он проще и очень имеет право на жизнь. Формула простая. С виду простая.
Есть теория, что жизнь у нас одна. Одна и у детей наших одна и у их детей тоже. Странно, правда? А мне иногда кажется, что некоторые владельцы крупных и не очень крупных компаний планируют прожить как минимум еще одну жизнь. Именно в ней наконец то переехать в пригород, построить дом, соорудить пруд и поставить там беседочку. А по средам и воскресеньям устраивать барбекю. Это в следующей жизни. А пока они идут по первому пути.
Пути первопроходца из Девяностых. Теряя зрения, нервы и сменяя окрас волос. Те, кто выбрал второй путь, правы по-своему и не понимают первых. В свою очередь первые, не понимают тех, кто плавно отходит от дел, предпочитая после своих 60-и лет проводить время в домике в Болгарии, Черногории или на Кипре.
Что делать вторым? Во-первых, иметь четкие чек листы по аудиту всех подразделений. Во-вторых, иметь независимых аудиторов, которые раз в месяц или квартал будут сообщать о температуре в компании. В-третьих, иметь стратегии в каждом департаменте. Именно прописанные стратегии с планом дел и декомпозицией в задачи и сроки. В-Четвертых, раз в квартал или раз в 4 месяца посещать компанию с целью принять отчеты и лично убедиться в том, что все идет как вы желали.
Да, многие до сих пор связывают визиты собственников с некой «поркой» подчиненных. Заверю тут раз и навсегда. Это тоже вышло из моды. Ходить и орать на всех подряд не можно уже с 1920х годов, когда в Греции сходило на нет рабовладельческое общество.
Мой совет – попробуйте привезти что-то из своей загородной виллы и наградить отличных сотрудников. Вот увидите, как к следующему визиту они будут стараться!
Так, а что плохого в этом сценарии? Есть один минус.
Помните, мы говорили про то, что развитие бизнеса нужно именно вам, а не «тому парню»?
Ну так вот, вы будете плыть по волнам рынка отрасли. Как минимум, показатели предприятия ухудшаться не будут. Рост вместе с рынком подразумевает стагнацию. Это слово очень не любят многие из первой группы. Мне лично оно тоже не нравится. Но факт останется фактом.
Либо вы миритесь с тем, что заработанных денег вам хватит на три поколения вперед и плавно отходите от дел. Спокойно наблюдаете за тем, как управляется ваша компания извне.
Либо продаете компанию. Третьего не дано.
В случае продажи, разумеется, мои услуги будут вам не интересны, разве что, послушать рассуждения о секторах экономики за стаканом бренди.
